ПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ МІФОПОРОДЖЕННЯ В КЛЮЧОВИХ МІФОПОРОДЖУЮЧИХ КОНТЕКСТАХ СОЦІОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТОРУ

Світлана Юріївна Гуцол

Анотація


В статье приводятся результаты исследования психологических особенностей мифопорождения в социокультурных дискурсах современного общества. Расширены границы понимания психологических особенностей порождения и трансляции мифа в культуре. Выделены, как общие свойства мифопорождения, так и специфические аспекты протекания этого процесса в различных дискурсах. Проанализированы прикладные аспекты мифопорождения в институциональных и личностно-ориентированных дискурсах. Показано, что дискурсы мифопорождения (практики конструирования (нео)мифологических нарративов) актуализируют мифологические составляющие сознания современного человека и, на их основе, становятся плодотворной средой, как для «мифологизации» сознания («прививания» определенных социально-идеологических конструктов), так и для продуцирования личностных текстов. Раскрыт потенциал личностно-ориентированных дискурсов мифопорождения как среды реализации дискурсивных практик самопроектирования личности.

Ключові слова


миф; мифопорождение; мифологический нарратив; институциональный дискурс мифопорождения; личностно-ориентированный дискурс мифопорождения

Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Gutsol S. YU. (2014) Mifoporozhdeniye kak ob"yekt psikhologicheskoy refleksii. Zhitomir : Izd-vo ZHDU im. I. Franko.

Dem'yankov V. S. (2005) Tekst i diskurs kak terminy i kak slova obydenno yazyka. YAzyk. Lichnost'. Tekst : Sb. st. k 70-letiyu T. M. Nikolayevoy. Moskva : YAzyki slavyanskikh kul'tur, 34−55. – Access mode : http://www.infolex.ru/Textidis.html

Karasik V. I. (2000) O tipakh diskursa. YAzykovaya lichnost': institutsional'nyye i personal'nyy diskurs: sb. nauch. tr. Volgograd : Peremena, 5−20. Access mode : http://rus-lang.isu.ru/education/discipline/philology/disrurs/material/material2/

Luk'yanova N. A., Maksimenko A. YU., Melik-Gaykazyan I. V. (2003) Mif i utopiya : dve storony mechty. Filosofiya obrazovaniya, 6, 124−129.

Oleshkov M. YU. (2006) Osnovnyye parametry modeli professional'noy kommunikatsii (na primere didakticheskogo diskursa). Sotsiokul'turnyye problemy v obrazovanii. − Moskva : RITS MGOPU im. M. A. Sholokhova, 62−71.

Sotsioanaliz P'yera Burd'ye (2001) Al'manakh Rossiysko-frantsuzskogo tsentra sotsiologii i filosofii Instituta sotsiologii Rossiyskoy Akademii nauk. − Moskva : Institut eksperimental'noy sotsiologii ; Sankt-Peterburg : Aleteyya.

Fuko M. (1996) Poryadok diskursa. Volya k istine : po tu storonu vlasti, znaniya i seksual'nosti. Raboty raznykh let. Moskva : Kastal', 1996.

Chepeleva N. V. (2013) Metodologicheskiye osnovy issledovaniya lichnosti v kontekste psikhologicheskoy germenevtiki. Lichnost' i yeye zhiznennyy mir : materialy Vserossiyskoy nauchnoprakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 20-letiyu fakul'teta psikhologii OmGU im. F. M. Dostoyevskogo (Omsk, 3−4 oktyabrya 2013 g.) / Pod red. L. I. Dementiy. − Omsk : Izd-vo Om. gos. un-ta, 34−39.

Chepeleva N. V. (2003) Psikhologicheskiye mekhanizmy ponimaniya i interpretatsii lichnogo opyta. YAzyk i kul'tura (Nauchnyy yezhegodnyy zhurnal). Moskva : Izdatel'skiy Dom Dmitriya Burago, V. 6, T. II. Psikhologiya yazyka i kul'tury. YAzyk i sredstva massovoy kommunikatsii, 25−33.

Epshteyn M. N. (1988) Paradoksy novizny. V literaturnom razvitii XIX-XX vekov. Moskva : Sovetskiy pisatel'.


Пристатейна бібліографія ГОСТ


1. Гуцол С. Ю. Мифопорождение как объект психологической рефлексии / С. Ю. Гуцол. − Житомир : Вид-во ЖДУ ім. І. Франка, 2014. − 340 с.

2. Демьянков В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка [Электронный ресурс] / В. З. Демьянков // Язык. Личность. Текст : Сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой / Ин-т ВІСНИК НТУУ “КПІ”. Філософія. Психологія. Педагогіка. Випуск 3’2014 71 славяноведения РАН ; отв. ред. В. Н. Топоров. − М. : Языки славянских культур, 2005. − С. 34−55. − Режим доступа : http://www.infolex.ru/Textidis.html

3. Карасик В. И. О типах дискурса [Электронный ресурс] / В. И. Карасик // Языковая личность: ин- ституциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. − Волгоград : Перемена, 2000. − С. 5−20. − Режим доступа : http://rus-lang.isu.ru/education/discipline/philology/disrurs/material/material2/

4. Лукьянова Н. А. Миф и утопия: две стороны мечты / Н. А. Лукьянова, О. Ю. Максименко, И. В. Мелик-Гайказян // Философия образования. − 2003. − № 6. − С. 124−129.

5. Олешков М. Ю. Основные параметры модели профессиональной коммуникации (на примере дидактического дискурса) / М. Ю. Олешков // Социокультурные проблемы в образовании. Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. А. А. Вербицкого, Н. В. Жуковой. − М. : РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. − С. 62−71.

6. Социоанализ Пьера Бурдье // Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. − М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб : Алетейя, 2001. − 228 с.

7. Фуко М. Порядок дискурса / М. Фуко // Воля к истине : по ту сторону власти, знания и сексуальности. Работы разных лет ; пер с франц. − М. : Касталь, 1996. − 448 с.

8. Чепелева Н. В. Методологические основы исследования личности в контексте психологической герменевтики / Н. В. Чепелева // Личность и ее жизненный мир : материалы Всероссий- ской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Омск, 3−4 октября 2013 г.) / Под ред. Л. И. Дементий. − Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. − С. 34−39.

9. Чепелева Н. В. Психологические механизмы понимания и интерпретации личного опыта / Н. В. Чепелева // Мова і культура (Науковий щорічний журнал). − Вип. 6. − Т. ІІ. Психологія мови і культури. Мова і засоби масової комунікації. − К. : Видавничий Дім Дмитра Бураго, 2003 − С. 25−33.

10. Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии ХІХ-ХХ веков / М. Н. Эпштейн. − М. : Советский писатель, 1988. − 416 с.



Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.


Creative Commons License
Ця робота ліцензована Creative Commons Attribution 4.0 International License.